Финал муниципального конкурса - педагогическая коференция на тему "Философия педагогики"

По жребию мне выпало высказывание французской писательницы XIXвека Авроры Дюпен, известной под своим мужским псевдонимом Жорж Санд:

 «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, – в этом и заключается великая тайна и великая задача воспитания».

Первое, о чём необходимо сказать: это проблема самого понятия «сущность человека». Что это такое? Каких только определений не высказывали философы и учёные разных эпох: человек – это «думающее животное», «животное, умеющее изготавливать орудия труда», это «человек разумный», «человек экономический», это «животное, умеющее краснеть» и т.д. и т.п.

В психологии, философии, антропологии на сегодняшний день не существует какой-то одной, общей для всех формулировки.

Наиболее часто встречающаяся будет выглядеть примерно так:

…Сущность человека — это общая характеристика рода человек.

Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства.

…Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их.

…Таким образом, можно говорить о социально-деятельностной сущности человека.

Из этой формулировки следует, что сущность человека обусловлена его трудовой деятельностью, которая, в свою очередь, осуществляется в обществе, то есть человек – существо родовое, социально-деятельностное.

Вторая проблема: можно ли изменить свою сущность? – И здесь мнения расходятся. С одной стороны, сущность человека зависит от трудовых и общественных отношений, в которых он оказывается, и, конечно, от родовых особенностей, унаследованных человеком. Следовательно: сущность человека изменить нельзя ни при каких обстоятельствах.

Это очень «удобное» мнение. Ведь от меня ничего не зависит! Вот как рассуждает человек: отрывок «Король» из кинофильма «Обыкновенное чудо» J. 2,5 минуты.

Конечно, это шуточный сюжет. Но как часто человек оправдывает себя тем, что он – «жертва обстоятельств», жертва своей социальной, родовой сущности.

А ведь есть и другие мнения о сущности человека (текст на слайдах не читаю!).

Сущность человека - это результат свободного выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его "природой"…

Сущность человека - это путь творчества, самопожертвования, свободы…

Сущность человека - это понятие из мира должного, это ценностный ориентир для индивида, это идеал, к которому надо стремиться, а не набор качеств, которыми можно завладеть навсегда.

 

За  тридцать столетий развития философской мысли так  и  не  удалось  объяснить  человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества  или  свойства. Феномен  человека  как  бы  ускользал  от  анализа,  всегда  казался   более загадочным, чем это представлялось вначале.

…Размышляя над  качественной  спецификой  человека,  сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи  частью  природы,  человек способен выходить за пределы её закономерностей, возвышаться над  миром, да и над самим собой.

 

И здесь мне особенно импонируют слова «свободный выбор» и – «человек способен возвышаться над миром и над самим собой».

Я много лет преподаю основы духовной культуры, и для меня человек – прежде всего, существо, наделённое духом, существо духовное. А значит, он способен преобразить, изменить свою сущность.

Русский философ Семён Людвигович Франк так говорил об этом:  «Человек – существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого».

В истории человечества есть множество таких примеров, когда человек преодолевает себя, возвышается над своими слабостями, недостатками, над немощами, над естественным страхом смерти, над наследственностью, наконец…

Один из таких примеров – жизнь Григория Журавлёва, – безрукого и безногого крестьянина из Самарской губернии.

С обывательской точки зрения – калека, «существо, не пригодное к жизни», как говорили о Григории. Самоотверженная любовь родных и его собственная вера,  величие его духа сделали из калеки – художника, иконописца.

А значит, «великая тайна и великая задача воспитания» состоит в том, чтобы пробудить в человеке – в ребёнке – дремлющие духовные силы. Направить его духовные силы таким образом, чтобы «в ситуации свободного выбора из двух возможностей» он всегда выбирал свободу: от уныния, от саможаления, от серости существования, от зла.

 

Н.А. Клейменова и участники конкурса
Н.А. Клейменова и участники конкурса
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.В.СЕРЕГИНОЙ.docx
Microsoft Word документ 22.6 KB
Сущность человека. Пед. конференция 13.0
Презентация Microsoft Power Point 1.9 MB