МАОУ гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского

 

Исследовательская работа

по итогам завершения первого и второго этапов Акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

 

на тему:

Роль домовых храмов

в образовательных учреждениях города Тамбова:

прошлое и настоящее.

 

 

Авторы:

муниципальный центр духовно-

нравственного воспитания г. Тамбова –

Белан Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования

(предмет «Духовное краеведение»),

коллектив  учащихся 7-8 классов

МАОУ гимназия №7 имени святителя Питирима,

епископа Тамбовского.

 

 

Научный руководитель:

Серегина Алёна Викторовна,

руководитель муниципального центра

духовно-нравственного воспитания г. Тамбова,

учитель основ православной культуры

МАОУ гимназия №7 имени святителя Питирима,

епископа Тамбовского

 

 

г. Тамбов

2014

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.   

Введение (цель, задачи, актуальность, практическая значимость,  предмет и объект исследования)                                          

 

с. 3

2.   

Основная часть (теоретическая база и практическое исследование)

 

с. 7

3.   

Результаты исследований и их анализ

с. 15

4.   

Выводы. Заключение

с. 16

5.   

Список использованной литературы

с. 18

6.   

Приложения

с. 20

7.   

Приложение №1. Список коллектива педагогов и учащихся среднего звена, принимавших наиболее активное участие в исследовательской работе.

 

 

с. 20

8.   

Приложение №2. Социологический опрос учащихся.

с. 21

9.   

Приложение №3. Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции.

с. 25

- 67

10.       

Приложение №4. Исторический паспорт утраченных святынь.

с. 68

 

 

Предметом нашего исследования являлись утраченные в советское время святыни – храмы города Тамбова – домовая церковь в честь святого князя Александра Невского при министерской классической мужской гимназии и церковь Воздвижения Честного Креста Господня на Крествоздвиженском кладбище. 

 

И, поскольку нам известно, что во многих учебных заведениях города Тамбова в XIXвеке были домовые церкви, в том числе и в нашей гимназии, то у нас и возникла такая тема для исследовательской работы  –  «Роль домовых храмов в образовательных учреждениях города Тамбова: прошлое и настоящее».

 

Мы поставили перед собой цель: обосновать значение домовых храмов для образовательных учреждений города Тамбова.

 

Следует сразу сказать, что нас, прежде всего, заинтересовал нравственный аспект проблемы, поставленной перед нами региональной акцией «Восстановление духовно-исторической памяти». Наша Акция призвана увековечить память об утраченных святынях Тамбовской земли.

 

А значит, мы должны ответить себе на вопросы (задачи исследовательской работы):

 

– определить, что такое святыни и почему для нас так важно хранить память о них;

– проанализировать всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию о порученных нам утраченных святынях (в первую очередь, домовой церкви в честь святого князя Александра Невского при министерской классической мужской гимназии, а также в честь святителя Питирима, епископа Тамбовского, при нашей Питиримовской гимназии);

– выяснить, что знают о домовых храмах учащиеся нашей гимназии;

– собрать сведения об образовательных учреждениях города Тамбова, в которых в прошлом имелись домовые церкви, а также о тех, в которых домовые храмы имеются сегодня;

– описать домовые храмы при образовательных учреждениях города Тамбова, которые нам удалось посетить;

– установить, какую роль могли бы сыграть домовые храмы в образовательных учреждениях сегодня.

 

Таким образом, предметом нашего исследования, как мы уже сказали,   являются утраченные домовые храмы при министерской классической мужской гимназии и при нашей родной Питиримовской гимназии, а объектом исследования – образовательные учреждения нашего города, в которых домовые храмы имелись в прошлом и есть в наши дни, а также мнение о роли этих храмов в жизни учреждения различных групп людей – ребят, посещающих эти храмы или только слышавших о них, их родителей; священнослужителей, служащих в этих храмах; руководителей учреждений, в которых имеются такие храмы.

 

Актуальность данной работы обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к её культурно-историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение подрастающим поколением ценностей русской и мировой культуры.

 

Наше исследование имеет целью деятельностное приобретение детьми историко-культурологических и духовно-нравственных  знаний о родном городе – Тамбове.

При этом знакомство с деятельностью домовых храмов при образовательных учреждениях в прошлом и в настоящее время имеет и практическую значимость, так как их деятельность отчасти направлена на воспитание детей и подростков, защиту от наркомании, алкоголизма и других духовных болезней нашего времени. Сегодня, как и в 90-е годы прошлого столетия, в Тамбовской области остаётся очень актуальной проблема сект, и домовые храмы играют огромную роль в деле защиты детей и подростков от их пагубного влияния. Церковь  помогает подрастающему поколению задуматься, вызвать его интерес к общим вопросам бытия, размышлять над тем, что нравственно, что нет, узнавать историю и культуру своей страны.

 

Важным направлением является просветительская работа домовых храмов. Свою положительную роль играет и внешняя сторона: участие храмов в празднествах, возрождении школьных (университетских и т.д.) традиций. Эта деятельность сплачивает коллектив учреждения, помогает создать правильные взаимоотношения преподавательского состава и ученической среды. И в этом отношении роль домовых храмов реализована ещё не до конца.

 

Мы считаем, что знакомство с деятельностью домовых храмов при образовательных учреждениях способствует формированию –  ни много, ни мало, – современного национального воспитательного идеала – а это компетентный гражданин России, укоренённый в духовных и культурных традициях народа России.

 

В своей исследовательской работе мы использовали литературный метод – метод изучения имеющихся сведений о данном предмете в краеведческих и исторических изданиях (см. список использованной литературы), а также картографический – изучали карты города Тамбова, имеющиеся в данных изданиях (например, в справочниках-путеводителях А.А. Горелова и Ю.К. Щукина).

Особенный интерес у нас вызвало изучение старинных фотографий города Тамбова (см. фотоальбом «Тамбов новый, Тамбов старый», ресурсы сети Интернет), на которых хорошо видны здания учебных учреждений, в которых имелись домовые церкви.

 

Конечно, мы при исследовании мы использовали и непосредственные, визуальные наблюдения изучаемых нами объектов – зданий и территорий, где когда-то располагались или располагаются ныне интересующие нас домовые храмы:

 

– осмотрели здание бывшей министерской мужской гимназии (ныне – один из корпусов Тамбовского государственного технического университета по ул. Советская, д. 116/1),

– здание нашей Питиримовской гимназии,

– лицея №6 (в прошлом – Серафимовского духовного училища),

– здание Тамбовского государственного университета по ул. Советской, д. 93 (бывшего Александринского института благородных девиц).

 

Наши исследования мы документировали с помощью фотосъёмки.

 

Кроме того, мы провели (в несколько этапов) анкетирование учащихся нашей гимназии с тем, чтобы выяснить степень их информированности о существовании в учебных заведениях города Тамбова домовых храмов, а также их мнение о значении таких храмов в жизни этих учебных заведений (См. приложение №2).

 

Мы провели несколько бесед об интересующих нас домовых храмах с преподавателями, священнослужителями и людьми, занимающимися краеведческой деятельностью (далее расскажем подробно, с кем именно).

 

Мы также воспользовались воспоминаниями бесед А.В. Серегиной с С.Ю. Войновым, заместителем директора по воспитательной работе, учителем ИЗО, а также «Основ религиозных культур и светской этики»  общеобразовательной школы-интерната №1 г. Тамбова.

 

Поскольку наша исследовательская работа преследовала, в первую очередь, цель определить духовно-нравственное и историческое значение домовых храмов в образовательных учреждениях города Тамбова, то мы провели множество мероприятий для учащихся нашей гимназии (см. приложение №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции»):

 

– экскурсии по городу, знакомство с символикой храма;

– виртуальные экскурсии на занятиях по духовному краеведению и уроках основ православной культуры;

– исследовательская работа в творческих группах;

– формирование банка идей и находок в «Портфолио»;

– интегрированные уроки по  духовному краеведению и основам православной культуры;

– презентации мини-проектов учащихся на уроках и занятиях;

– выступления учащихся на городской конференции «Истоки истины»;

– создание учащимися совместно с педагогом дополнительного образования С.И. Белан карты Тамбовских святынь («Тамбовские святыни  вчера и сегодня»);

– разработка альбомов, посвящённых храмам города Тамбова.

 

Мы посетили домовый храм в честь мученицы царицы Александры при ТГУ им. Г.Р. Державина, а также посмотрели материалы о домовой церкви в честь великого благоверного князя Димитрия Донского на официальном сайте общеобразовательной школы-интерната №1 г. Тамбова. Планировали посетить школу-интернат, но из-за занятости А.В. Серегиной, руководителя нашей исследовательской работы, в аттестации и участии в конкурсе «Учитель года», к сожалению, пока не смогли этого сделать. Надеемся осуществить этот замысел в мае 2014 года.

 

Сразу скажем, что мы не прилагаем к нашему исследованию архивных материалов, так как их просто нет. О.Ю. Лёвин сказал нам, что мы не сможем узнать ничего больше, чем уже известно тамбовским историкам и краеведам.

 

Перейдём к основной части нашей работы.

 

Приступая к данному исследованию, мы задали себе вопрос: а что же такое «святыня», – ведь целью нашей региональной акция является увековечивание памяти об утраченных святынях Тамбовской земли.

 

Понять значение этого слова кажется нам очень важным, ведь «важнейшие слова родного языка никогда не обманывают своих носителей, ибо их смыслы и звуки поверх потока времени укоренены в надземных слоях мирового бытия» (см. «Список использованной литературы», с. 19 – Интернет-ресурсы, №11).  

 

Коренное русское слово «святыня» относится к разряду слов, которые можно уподобить родникам культуры, из которых люди пьют воду живую и вечную, и она никогда не иссякает.

 

Святыня – это то, что связывает человека с высшим, небесным, божественным, лучшим миром. Святыня, по слову П.А. Флоренского, – это «горний Свет, пробивающий хаос и тьму мира дольнего» (там же).

 

Святыни – это носители и хранители святости. Это святые люди, пример их подвига и жития, это места, связанные с жизнью святых, это храмы, иконы, предметы, принадлежавшие святым и т.п.

 

Святыня – это также место с особой атмосферой духовной высоты и вечности. Здесь люди становятся лучше и чище. Святыня в этом плане ещё всегда и святилище – независимо от того, является ли она религиозным храмом в собственном смысле слова или «светским святилищем», куда приходят приобщиться к истинным художественным или научным ценностям.

 

Пребывание возле святынь несовместимо ни с какой низостью и развязностью, ни с какой пошлостью и суесловием, а тем более – с кощунством.

Это отметил еще В.И. Даль, писавший, что «святым зовут вообще всё заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святыня – то, чему поклоняемся, что чтим нерушимо» (Толковый словарь В.И. Даля, том 4).

 

В святынях и посредством их народ чтит своих великих учителей, духовных водителей и героев, места своих величайших исторических свершений и очищающих душу страданий.

 

Недаром народ всегда так бережёт свои святыни от внешних врагов и от собственных осквернителей, ибо защита святынь есть защита света, святости, чистоты родной земли, национального и индивидуального достоинства. Пока святыни хранятся в неприкосновенности и осуждаются кощунства – до той поры народ способен на высокий исторический подвиг и никогда надолго не подпадёт под власть фетишей и ложных кумиров.

 

Понимая всё это, мы благодарны организаторам региональной акции «Восстановление духовно-исторической памяти» за то, что они дали нам возможность прикоснуться к святыням родной земли и сделать хотя бы то немногое, что в наших силах, для сохранения памяти о них.

 

Итак, храмы – это, безусловно, святыни народа. Что же мы знаем о храмах города Тамбова и Тамбовской области?

 

До 1917 года на Тамбовщине были созданы многие уникальные, бесценные с исторической и культурной точки зрения храмы, являющиеся объектами национального достояния, памятниками строительства и архитектуры. В конце XVII – начале XXвека получила широкое распространение традиция строительства домовых церквей в образовательных учреждениях. К сожалению, за время религиозного упадка и разрухи при советской власти многие из них были безжалостно  уничтожены.

 

Наша гимназия, согласно перечню святынь Тамбовского края, утраченных в годы советской власти, который был предоставлен всем участникам данной Акции, должна была собирать материалы о двух утраченных храмах города Тамбова: Архангельской церкви при Екатерининском учительском институте и Александро-Невском храме при классической мужской гимназии.

 

Поиски информации об Архангельской церкви при Екатерининском учительском институте привели нас к интересному открытию: институт находился на перекрестке Кадетской улицы и набережной Студенца (ныне – угол улиц К. Маркса и Студенецкой набережной). В 20-е годы XX века здание сгорело, и теперь, частично на фундаменте этого здания, стоит один из корпусов лицея №29 (того, что по улице К. Маркса).

 

Когда мы это поняли, то решили обменяться с ребятами из 29-го лицея, и передать им для исследовательской работы храм Михаила Архангела при Екатерининском учительском институте. Ведь намного интереснее узнать что-то новое и важное о здании, в котором ты учишься, чем просто о каком-нибудь строении, на которое раньше ты никогда не обращал внимания. Тем более, что у Ирины Ивановны Ермоленко, учителя русского языка и литературы лицея №29, и её 7-классников, с которыми мы уже неоднократно встречались на различных городских и межшкольных мероприятиях, уже имеется очень интересный опыт по восстановлению истории своего учебного заведения.

 

Нам же «достался» новый объект для исследования, переданный нам 29-м лицеем, – Крестовоздвиженская церковь на Воздвиженском кладбище города Тамбова.

 

Но в данном исследовании мы не будем касаться истории утраченной Крестовоздвиженской церкви по понятным причинам: это не домовый храм. С историей этой церкви можно ознакомиться в приложении №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции», с. 42-43, с. 48-51 – в материалах выступления наших учащихся на детских Питиримовских духовно-образовательных чтениях 28.11.2013.

 

А вот информация об Архангельской церкви при Екатерининском учительском институте оказалась для нас весьма полезной, хотя мы и передали этот храм ребятам из 29-го лицея.

 

Другой объект наших поисков – домовая церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского при классической мужской гимназии города Тамбова.

 

Здание классической мужской гимназии сохранилось до наших дней.  Это памятник истории и культуры регионального значения: об этом говорит табличка у входа в здание. Сегодня в нём располагается корпус Тамбовского государственного технического университета: это строение на углу улиц Советской (ранее – улице Большой) и Коммунальной (раньше она так и называлась – Гимназическая улица), дом 116/1.

 

Интересные фотографии этого здания мы нашли в фотоальбоме «Тамбов старый, Тамбов новый».

Мужская гимназия в Тамбове была создана в 1828 году на базе народного училища, открытого по инициативе наместника Г.Р. Державина. Это училище интересно тем, что связано с именем ещё одного интересного  человека – И.П. Менделеева, отца будущего выдающегося учёного-химика. И.П. Менделеев много сделал для народного училища в то время, когда был его директором.

 

Тамбовская мужская гимназия пользовалась большим авторитетом и в середине XIX века считалась одной из лучших среди гимназий губернских городов России. На фотографии мемориальной доски, которая ныне находится на здании бывшей гимназии, видно, что многие её ученики стали выдающимися культурными и историческими деятелями нашей страны.

 

Храм в честь святого князя Александра Невского был домовой церковью в классической мужской гимназии нашего города с 1869 года. В замечательной книге Марины Александровны Климковой «Соборная площадь города Тамбова» мы узнали, что иконостас этого храма был расписан на средства городского головы Н.М. Носова. Об Андрее Михайловиче Носове, знаменитом тамбовском меценате, – возможно, родном брате Николая Михайловича, – мы уже слышали раньше из выступлений воспитанников Лазаревской воскресной школы в нашем научном обществе школьников.

 

Сохранилась даже фотография интерьера домовой церкви в честь святого благоверного князя Александра Невского в мужской гимназии – в фотоальбоме «Тамбов старый, Тамбов новый» (страница 118). На этой фотографии видно, что храм представлял собой помещение, подобное учебной аудитории, вдоль стен висели иконы и лампады, а у передней стены, если можно так выразиться, в центре, помещался невысокий деревянный иконостас.

К сожалению, это всё, что нам удалось узнать об этом домовом храме.

 

Итак, здание гимназии уцелело, в нём и сейчас располагается учебное заведение, но храм, к сожалению, в годы советской власти был закрыт. И никакой памяти об этой домовой церкви не сохранилось, кроме старинных фотографий, где видно, что над крышей здания гимназии возвышается небольшая церковная главка, да фотографии в неоднократно нами упомянутом фотоальбоме «Тамбов старый, Тамбов новый» (страницы 115, 117).

 

Изучение книг по истории Тамбова и фотоальбомов со старинными фотографиями показало нам, что до 1917 года домовый храм был почти в каждом крупном учебном заведении города, например:

 

– храм Михаила Архангела при Екатерининском учительском институте, о котором уже упоминалось;

– церковь во имя просветителей и основателей славянской письменности равноапостольных Кирилла и Мефодия в Тамбовской духовной семинарии (сейчас в этом здании располагается корпус Тамбовского государственного технического университета по ул. Ленинградской);

– церковь в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость" при училище-приюте для слепых детей в Тамбове;

– храм в честь преподобного Серафима Саровского в Серафимовском духовном училище;

– церковь в честь царицы Александры в Александринском институте благородных девиц и многие другие.

 

См. с. 53-64 приложения №3.

 

Самое интересное, что и в нашей гимназии тоже была своя домовая церковь! Как выглядело здание гимназии сто лет назад, сегодня можно увидеть на старинных фотографиях (см. фотографии – в приложении №3 с. 59-62).

 

Не вызывает сомнений, что и у нас была небольшая домовая церковь или часовня и, конечно, она была освящена в честь святителя Питирима, епископа Тамбовского.

Ведь именно в благодарность за чудо исцеления по молитвам к святителю и построил в начале прошлого века Питиримовское училище Михаил Тимофеевич Попов (гимназией оно стало позже).

 

К сожалению, домовая церковь нашей гимназии отсутствует в перечне святынь, предусмотренном региональной акцией "Восстановление духовно-исторической памяти". Но нас она очень заинтересовала. И мы решили начать поисково-исследовательскую работу в этом направлении.

 

В своей работе мы хотим найти ответы на вопросы:

– Каким был домовый храм в Питиримовском училище?

– Какую роль он играл в жизни его преподавателей и учащихся?

– Для чего вообще в учебных заведениях города Тамбова создавались храмы?

Надеемся, что рассказ о судьбе домового храма (или часовни) Питиримовской гимназии города Тамбова станет итогом нашей следующей исследовательской работы.

 

Многочисленность домовых храмов в учебных заведениях нашего города в прошлом веке вызвала удивление и большой интерес у ребят. Наша исследовательская группа решила провести анкетирование среди учащихся нашей гимназии (5-7 классы) и попросить их ответить на такие вопросы:

 

1.   Что такое храм?

2.   Для чего нужен храм?

3.   Что такое домовый храм?

4.   Знаешь ли ты, что в нашей гимназии был когда-то домовый храм?

5.   Хочешь ли ты, чтобы этот храм был восстановлен?

6.   Как ты думаешь, для чего в учебных заведениях строили домовые храмы?

 

(См. Приложение №2  «Социологический опрос учащихся», с. 21).

 

Мы опросили 70 учащихся и установили, что наиболее распространёнными являются такие ответы:

– Храм – это дом Божий.

– Храм – это место поклонения христиан.

– Храм – это место, где человек может поговорить с Богом.

– Храм – это место, где люди остаются наедине со своей душой.

 

Храм нужен для того, чтобы человек общался с Богом, напитывался благодатью, чтобы его душа очищалась; чтобы люди могли покаяться, исповедоваться и поговорить по душам; чтобы люди не падали духом, а ходили молиться за всё: за прошедший день, за жизнь на земле и т.д.; чтобы быть «ближе к Богу».

 

Более 40% учащихся не знали, что такое домовый храм, хотя это дети, изучающие факультативно предмет «Основы православной культуры».

Те ребята, которые хоть немного знакомы с домовыми храмами, дали такие определения: это храм, который находится в здании, полностью не отведённом для церкви; это храм, который находится в доме «в миниатюре».

 

35,7% учащихся никогда не слышали о том, что в нашей гимназии тоже когда-то был свой домовый храм. Но многие из них хотят, чтобы этот храм был восстановлен (всего таких желающих – 73,2% от общего числа опрошенных).

Для чего строились домовые церкви в учебных заведениях, внятно ответить не смог практически никто. И тогда мы обратились с вопросами к более сведущим в этом вопросе людям.

 

В первую очередь мы обратились к О.Ю. Лёвину, заведующему архивным отделом Тамбовской епархии. Олег Юрьевич много лет занимается исследованиями в области краеведения, ему принадлежит несколько изданий по истории Тамбовской епархии. Он постоянно связан с архивным делом, а кроме того, он замечательный рассказчик.

 

Из разговора с О.Ю. Лёвиным мы поняли, что вряд ли нам удастся узнать о храмах, изучением истории которых мы занимаемся в рамках нашей региональной акции, более того, что уже известно на сегодняшний день тамбовским историкам и краеведам. Но мы не очень расстроились. Ведь мы-то не учёные! Пусть мы не напишем научного исторического труда, но мы всё равно узнаем о нашем родном городе много интересного, а – главное – мы восстановим для себя утраченные нашими предками святыни. Восстановим их в своей памяти, в своём сердце.

 

Нам удалось побеседовать также с В.Д. Орловой, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры Российской истории в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина (далее – ТГУ им. Г.Р. Державина). Оказалось, что Вера Дмитриевна много помнит об истории Крестовоздвиженского кладбища (особенно воинского мемориала), а также об учебных заведениях города Тамбова, в которых были домовые церкви.

 

Для беседы со священником Виктором Лисюниным, кандидатом исторических наук, настоятелем домовой церкви во имя мученицы царицы Александры при ТГУ им. Г.Р. Державина, мы посетили праздничное мероприятие в храме царицы Александры: 25 февраля 2014 года там праздновалась студенческая Масленица.

 

Отец Виктор отслужил для всех присутствующих, – а это были студенты, преподаватели университета, служащие храма и наша рабочая группа, – молебен и обратился к нам с проповедью, в которой затронул и вопрос о роли храма в университетской жизни. Затем перед нами выступил фольклорный студенческий ансамбль «Кужелёк», а после концерта было замечательное чаепитие с традиционными блинами, и мы все с большим удовольствием задавали отцу Виктору интересующие нас вопросы. Отец Виктор сказал нам, что раньше вся жизнь человека была сосредоточена вокруг храма: именины, молебны, пост…

 

См. приложение №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции», с. 37-40.

 

В этот день мы своими глазами увидели, для чего нужен домовый храм в учебном заведении: такой храм объединяет людей, напоминает им о важности духовного возрастания личности, направляет размышления к народным духовным традициям.

Мы побеседовали также с протоиереем Игорем Грудановым, заведующим отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии.

 

Отец Игорь рассказал нам о том, что по роду своей деятельности он знает не понаслышке: во многих учебных заведениях Тамбовской области в последние годы появились уголки православной культуры, молельные комнаты и даже домовые храмы. В первую очередь, это связано с возрождением духовного наследия нашей страны, с необходимостью духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения.

 

После бесед с перечисленными выше компетентными людьми ребята из нашей рабочей группы уже более точно ответили себе на вопрос «Что такое домовый храм». Это храм, образованный в здании, где находится ещё что-то, кроме самого храма, – гимназия, училище, университет, больница. То есть учреждение, в котором постоянно находится довольно большое количество людей.

 

Теперь юные исследователи могли ответить и на вопрос «Для чего нужен домовый храм?». Домовые храмы в образовательных учреждениях нужны для помощи людям; для того, чтобы молиться, не выходя из учебного учреждения; для совершения школьных молебнов; чтобы ученики могли приходить в него всегда, в любое нужное им время.

 

Мы увидели, что домовые храмы похожи между собой тем, что практически все они представляют собой обширное помещение (чаще всего – бывшую учебную аудиторию), в которой устроены алтарь, иконостас, а в помещении храма стоят большие подсвечники и по стенам расположены иконы.

 

Именно такие домовые церкви имеются в храме мученицы царицы Александры при ТГУ им. Г.Р. Державина, в домовой церкви в честь великого благоверного князя Димитрия Донского при общеобразовательной школе-интернате №1 г. Тамбова, фотографии которой мы видели на официальном сайте школы-интерната. Этот храм особенно понравился ребятам, потому что мы выяснили, что его построили сами учащиеся вместе со своими преподавателями, а главное, кадеты сами предложили своим наставникам строить храм! Это произошло после того, как они трудились в одном из районов Тамбовской области над восстановлением разрушенного храма.

 

Такой храм в честь святого благоверного князя Александра Невского есть в воинской части №61460 в микрорайоне Пехотка – он расположен в бывшей аудитории учебного корпуса. Об этом храме нам рассказала одна из участниц исследования, ученица 7 класса.

 

Пехотка – это её родной район города, и девочка с семьёй неоднократно бывала в этом храме на Богослужениях. Интересно, что в этот храм приходят не только военнослужащие, несущие воинскую службу в этой части, но и жители микрорайона. Там всегда довольно много детей, которых мамы приводят к Причастию, и ещё больше – старушек, которым трудно ехать на Богослужение в городские церкви, а легче прийти в храм недалеко от дома. Кстати, и священник в этом домовом храме – тоже бывший военный, лётчик.

 

Необходимо ещё отметить, что в исследовательской работе по Акции участвовало несколько рабочих групп в младшем и среднем звене. И если старшие дети занимались опросами, искали информацию в различных источниках, анализировали и обобщали материалы, то младшие школьники приняли участие в своём исследовательском проекте.

 

В этот проект вошли и экскурсии (в том числе виртуальные), и открытые, и интегрированные уроки и занятия, и различные мини-проекты, и выступления на научно-практических конференциях и в научном обществе школьников (см. приложение №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции», с. 25-34).

 

Когда 5-7-классники из старших рабочих групп ознакомились с результатами исследований младших ребят, их просто восхитил мини-проект «Карта тамбовских святынь. Тамбовские святыни вчера и сегодня» (приложение №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции», с. 35). А самое приятное, что по этой карте мы сегодня могли бы сами провести экскурсии для ребят и взрослых! Ведь мы узнали так много интересного о своём родном городе Тамбове и его прошлом.

 

Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что в ходе данной работы нами было определено, что такое святыни и почему для нас так важно хранить память о них.

 

Была проанализирована имеющаяся в нашем распоряжении информация о порученных нам утраченных святынях (в первую очередь, домовой церкви в честь святого князя Александра Невского при министерской классической мужской гимназии). Мы приступили к поиску информации о храме или часовне в честь святителя Питирима, епископа Тамбовского, при нашей Питиримовской гимназии.

Мы выяснили, что знают – и чего не знают! – о домовых храмах учащиеся нашей гимназии.

 

Нами были собраны сведения об образовательных учреждениях города Тамбова, в которых в прошлом имелись домовые церкви, а также о тех, в которых домовые храмы имеются сегодня.

 

Мы увидели и описали домовые храмы при образовательных учреждениях города Тамбова, которые нам удалось посетить лично или увидеть на фотографиях в сети Интернет.

 

Нами установлено, какую роль могли бы сыграть домовые храмы в  образовательных учреждениях сегодня.

 

О ходе данной исследовательской работы мы неоднократно сообщали на официальном сайте гимназии, в портале гимназии, а также на сайте муниципального центра духовно-нравственного воспитания, действующего на базе нашей гимназии и персональном сайте А.В. Серегиной (см. приложение №3 «Мероприятия для учащихся гимназии, проведённые в рамках реализации Акции», с. 64-67).

 

Итак, создание храмов при образовательных учреждениях – распространённое явление в царской России. Более того, мы выяснили, что первые университеты в Европе основала римско-католическая Церковь (например, Болонский университет). Связь между Церковью и первым университетом в России была так же сильна, как и в остальных странах Европы. Однако в советское время существование домовых Церквей стало недопустимо, и уже 10 августа 1918 года вышло постановление Наркомпроса о ликвидации домовых Церквей при учебных заведениях. Так просуществовала наша страна до 90-х годов XXстолетия,  и старшее поколение ещё помнит уроки «научного атеизма» (Список литературы, №12).

 

В наши дни традиция существования домовых храмов в образовательных учреждениях возрождается по всей стране: в Москве и Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже, Новосибирске и Тамбове.

 

Домовые храмы – это, прежде всего, места, которые сегодня могут служить центрами духовного просвещения и воспитания нравственности не только среди учащейся молодёжи, но и во взрослой среде.

 

Сегодня в Тамбове, по сравнению с количеством жителей, храмов мало. Не все люди имеют возможность прийти в них. А ведь в храме опытно познаётся, что такое духовность. В домовой церкви образовательного учреждения могут бывать учащиеся, педагоги, родители. Это место может стать объединяющим духовным началом для всех.

 

В разных образовательных учреждениях города Тамбова домовые храмы имеют какие-то свои особенности, только им свойственные черты. Например, ребята кадеты (школа-интернат №1) пожелали, чтобы домовый храм, построенный их руками, носил имя защитника Отечества великого князя Дмитрия Донского. В Тамбовской духовной семинарии есть свой домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, что тоже, конечно, не случайно, и имеет свой духовный смысл для студентов семинарии – будущих священников и педагогов.

 

И таким своеобразием может отличаться каждый домовый храм в любом образовательном учреждении, – храм может стать частью неповторимого облика гимназии, училища, университета.

 

Огромное значение имеет и то, что храм, по слову отца Виктора Лисюнина, даёт человеку некие пределы, ограничения. Храм даёт человеку образ. Побывав в храме, и даже просто собираясь туда, человек становится немного другим. Он внутренне собирается, он уже чувствует и ведёт себя иначе.

 

Мы видели своими глазами, что это не просто слова. Мы испытали эти ощущения на личном опыте, когда побывали в домовой церкви в честь царицы Александры при ТГУ им. Г.Р. Державина.

 

Храм, и домовый в том числе, – это святыня. А мы уже отметили, что пребывание возле святынь несовместимо ни с какой низостью и развязностью, ни с какой пошлостью и суесловием, а тем более – с кощунством.

 

Мы считаем, что именно поэтому многие учащиеся, даже ничего не знающие о храмах в учебных заведениях города Тамбова, проявили желание, чтобы домовая церковь в нашей гимназии была восстановлена: душа человека неосознанно тянется к святыне, к соприкосновению с вечным и прекрасным.

 

Знакомство с историей домовых храмов в образовательных учреждениях города Тамбова прошлого века оставило неизгладимое впечатление в сердцах ребят, принимавших участие в этой исследовательской работе.

 

Мы верим, что домовые храмы в образовательных учреждениях и сегодня помогают учащейся молодёжи становиться чище, лучше, узнавать историю и культуру своей страны, задумываться над тем, что нравственно, а что нет, и делать правильный выбор.

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. – Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2011. Страницы 204-205.

 

2.   Горелов А.А., Щукин Ю.К. Фотоальбом «Тамбов старый, Тамбов новый». – Тамбов, 2002. Страница 115.

 

3.   Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. – Тамбов. Областная типография отдела печати и информации администрации области, 1998. Страницы 47-49, раздел «Кладбищенские церкви».

 

4.   Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. – Издательский отдел Московского патриархата, Москва, 1993.

 

5.   Горелов А.А., Щукин Ю.К. Справочник-путеводитель «Тамбов» (центральная часть), – Тамбов, 1999.

 

6.   Тупахина О., аспирантка Социологического института РАН. Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения. Раздел «Социокультурные исследования» журнала «Телескоп», №6 за 2010 год.

 

7.   Тамбовские епархиальные ведомости. Журнал №9 за 2010 год, раздел «Традиции духовно-нравственного образования в Тамбовской губернии», страницы 14-24.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.   Сайт Тамбовского областного народного музея образования http://www.tstu.ru/win/kultur/museum/muzobr/musobr1.htm Статья «Развитие образования в Тамбовской губернии в 1786-1917 гг.», по материалам «Очерков из истории Тамбовского края» И.И. Дубасова.

 

2.   Сайт «Тамбовские древности. История Тамбова и Тамбовщины от сотворения мира» http://otambove.ru/antiqua/?p=5561 Статья «Постепенное развитие народного просвещения в Тамбовском крае».

 

3.   Информационно-туристический портал Тамбовской области http://turtmb.ru/submenu/offer/traipse/s/s_1163.html Статья «Советская (бывшая Большая).  Чётная сторона».

 

4.   Сайт «Тамбовия.ру», раздел «Статьи о Тамбове»: «Интересные здания города Тамбова», «Советская, 116. Мужская гимназия». http://tambovia.ru/muzhskaya_gimnaziya.html

5.   Сайт «Тамбовия.ру», раздел «Статьи о Тамбове»: «Тамбовские храмы» – «Крестовоздвиженская церковь», «Тамбовские кладбища». http://tambovia.ru/Krestovozdvizhenskaja_cerkov.html

http://tambovia.ru/vozdvizhenskoe_kladbishhe.html

 

6.   Сайт «История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица». Раздел, посвященный Ионе (в миру – Васильевскому Ивану Семеновичу), епископу Тамбовскому и Шацкому.  http://www.tambovdoc.ru/litsa/iona-vasilevskiy-ivan-semenovich-episkop-tambovskiy-i-shatskiy.php

 

7.   Сайт «История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица». Раздел «Кладбищенская «война» (автор О.Ю. Левин). http://www.tambovdoc.ru/issledovaniya/kladbischenskaya-voyna.php

 

8.   «Мы строим Храм!» Статья на сайте общеобразовательной школы-интерната №1 г. Тамбова о строительстве домового храма.  http://tambov-internat.ucoz.ru/news/my_stroim_khram/2011-01-31-35

 

9.   Юлиана Годик. Зачем нужны домовые храмы в вузах? Беседа с В.В. Белокуровым – проректором МГУ, начальником Управления научной политики, организации научных исследований и информатизации. Газета «Татьянин день». http://www.taday.ru/text/177128.html

 

10.               История домового храма святых равноапостольных Константина и    Елены в Государственном университете по землеустройству. Официальный сайт Государственного университета по землеустройству. http://www.guz.ru/15-1.phtml

 

11.               А.В. Иванов, доктор философских наук, профессор Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул. Значение святынь в жизни народа и необходимость их защиты. Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. http://lib.icr.su/node/850

 

12.               Михаил Гринзайд. Университет и Церковь в России и на Западе. Издание культурного центра «Русская неделя». Электронная копия http://russned.ru/istoriya/universitet-i-tserkov-v-rossii-i-na-zapade

 

13.               Краеведение: методы исторического исследования. Материалы Викиверситета.  http://ru.wikiversity.org/wiki/Краеведение:_методы_исторического_исследования

 

14.               Семенов Вадим. Методы краеведения. Энциклопедия географа-краеведа.  http://timuriego.com/metody-kraevedeniya.html

Приложение №1

 

Список коллектива педагогов и учащихся среднего звена,

принимавших наиболее активное участие в исследовательской работе

 

1.   Научный руководитель Серегина Алёна Викторовна, руководитель муниципального центра духовно-нравственного воспитания г. Тамбова, учитель основ православной культуры;

2.   Белан Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования (предмет «Духовное краеведение»);

3.   Руденко Ольга, ученица 8 «Б» класса,

4.   Серегина Ольга, ученица 7 «А» класса,

5.   Замотаева Ксения, ученица 7 «А» класса,

6.   Истомин Даниил, ученик 7 «В» класса,

7.   Казакова Влада, ученица 7 «В» класса,

8.   Кренц Анна, ученица 7 «В» класса,

9.   Лазарева Нина, ученица 7 «В» класса,

10.            Палкина Екатерина, ученица 7 «В» класса

МАОУ гимназии №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского.