Духовное пение. Разработки занятий

Садчикова Наталья Анатольевна,

преподаватель духовного пения

 МАОУ "Гимназия №7 имени святителя Питирима,

 епископа Тамбовского" г. Тамбова

«Божественная Литургия»

 Цель:

 -дать основное представление учащимся о Божественной Литургии;

 - научить понимать назначение и тексты духовных песнопений;

 -приобщить детей к основополагающим ценностям средствами духовной музыки;

 - научить определять отличия духовных песнопений от сочинений светского характера.

 Оборудование: схема, таблицы, иллюстрации.

 

 Ход занятия

 

1.     Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, я надеюсь, что это  нам  поможет с вами плодотворно поработать.

 

2.     Определение  темы занятия

 -Тему занятия я предлагаю вам определить самим.

  -Посмотрите внимательно на доску, прочтите данные слова,  как вы думаете:  к какому виду богослужения относятся эти понятия?

 -Правильно, значит какая тема занятия?  (педагог открывает на доске тему  -  Божественная Литургия).

 -Пользуясь словарем по духовному пению, скажите: что означает Божественная Литургия?

  - Давайте теперь выясним цель занятия. (Учащиеся отвечают на вопрос, используя карточки на доске).

 - Действительно, на занятии мы  будем  определять значение   песнопений в каждой части Божественной Литургии.

 

 3.     Работа над пройденным материалом

  - Итак, рассмотрим первую часть.

 - Как она называется?

 - Что такое Проскомидия? (Учитель показывает иллюстрацию).

 - Как вы думаете, есть ли песнопения в этой части?

 

 -Переходим ко второй части - Литургия оглашенных.

  -Скажите, ребята, кто такие оглашенные? Давайте прочитаем, что входит в эту часть?

 -Малая ектенья.

 - Скажите, как переводится ектенья?

 - Какие ектеньи вы знаете?

  -Давайте исполним малую ектинью. (Вокальная группа исполняет с места).

 - 

 -(Тропарь).

  -Переходим к следующему песнопению. Давайте прочитаем его название.

 -Скажите, что такое тропарь? Какие тропари вы знаете?

  -Давайте исполним некоторые из них.  (Дети поют «Рождественский тропарь», «Воскресению Христову», «Богородице».)

 - Я предлагаю вам спеть тропарь «Заступнице усердная…».- Скажите, кому посвящен  этот тропарь?

 Трисвятое.

 -Ребята, как вы думаете,  что такое Трисвятое?

 (Трисвятое - троекратное обращение к Богу о помиловании).

 -Вокальная группа исполнит Трисвятое болгарского напева (выходят к доске).

 А я вам спою Трисвятое, которое написал композитор Строкин. Подумайте и ответьте, чем отличаются эти два напева?

 

-Переходим к следующему песнопению.

 Сугубая ектенья.

 -Чем отличается Сугубая ектенья от остальных ектеньев?

 Вокальная группа исполняет Сугубую ектенью московским напевом.

 Я исполню вам ектенью Исаакиевским напевом.

 

 -Переходим к третьей частиЛитургия Верных. 

 -Кто такие верные?

 -Давайте прочитаем, из каких песнопений состоит 3-я часть?

 - Почему Великий выход и песнь  Херувимская стоят вместе?

 ( Великий выход происходит на фоне Херувимской  песни)

 -  Кто объяснит, что совершается в Алтаре во время Великого выхода? (Учитель показывает иллюстрацию).

 (Дети говорят о том, что переносится Чаша с Жертвенника на Престол.)

 

-А теперь послушаем Херувимскую песнь № 7 композитора Бортнянского в исполнении хора Храма Христа Спасителя города Москвы.

 -Послушайте и ответьте на вопрос:

 - Какой характер этого песнопения, какую картину вы нарисовали бы?

 (Звучит музыка)

 

-Следующее песнопение- Символ Веры  в котором заложены основы веры православия. Этой молитве мы посвятим целое занятие.

 

-Мы переходим к самой важной части Божественной Литургии к Евхаристическому Канону.

 - 

-Подумайте, почему именно эта часть является важной в Литургии?

 -Да, действительно, по особой молитве священника хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Спасителя. Все это происходит на фоне песнопения «Милость Мира».

 

-Сейчас вы услышите фрагмент данного песнопения  композитора Архангельского. Когда вы будете слушать музыку, скажите, с каким Евангельским событием связан этот раздел Литургии?

 (Звучит музыка)

 

-Скажите, какие чувства хотел вызвать композитор у присутствующих  в храме?

-Следующее песнопение - «Достойно есть».

 -Кому посвящено данное песнопение? Давайте исполним эту молитву.

 -А сейчас я  исполню  эту молитву монастырским напевом Оптиной пустыни.

 -Скажите, чем отличаются эти два напева по характеру?

 

 - Завершаем  разговор о песнопениях  -  известной молитвой  «Отче наш».

 -Не только  композиторы  создавали духовные  произведения, но и многие известные писатели и поэты обращались в своих произведениях к Богу.

 

Так великий А.С. Пушкин написал стихотворение, которое так и называется «Отче наш». Сейчас мы его послушаем в исполнении Мирошниковой Кати.

 

-А теперь давайте споем все вместе эту молитву.

 

 4.     Подведение итогов.  Итак, наше занятие подошло к концу.

 

   -Какое песнопение  из Божественной Литургии вам больше всего запомнилось?

    -Спасибо всем, кто помогал и активно работал на занятии.

   -Но мне  хотелось бы,  чтобы вы продолжили работу по  углубленному изучению  литургических песнопений.

    К следующему занятию найдите  историю происхождения молитвы «Достойно есть…» и выучите ее наизусть.

Святыни земли Русской. Икона Божией Матери «Иверская»

Задачи урока: познакомить учащихся с иконой Божией Матери «Иверская», с историей обретения иконы, сделать сравнительный слуховой анализ двух интерпретаций напевов тропарей, посвященных Иверской иконе Божией Матери: Свято-Елизаветинского монастыря и Киево-Печерской лавры.

 

Оборудование: иконы Иверской Божией Матери различных иконописных школ, музыкальный центр, диски, распечатки тропаря и величания, посвященных Богородице.

 

Ключевые слова: Иверия, Афон, вдова, старец Гавриил, часовня.

 

Ход занятия:

 

Учитель: первое изображение Божией Матери написал ближайший ученик Господа – апостол Лука. Икона была написана на доске того самого стола, за которым трапезничал Иисус Христос со своей Матерью и праведным Иосифом.

 

На VII Вселенском соборе 787 г. установили почитание святых икон: Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и всех святых.

 

В царствование императора Феофила около города Никея жила благочестивая вдова. У нее была чудотворная икона Божией Матери, а это был период иконоборчества – то есть власти боролись с почитанием икон. Царские войны, которые разыскивали иконы, чтобы их уничтожить, добрались и до дома вдовы. Один из них хотел рассечь икону и ударил по ней мечом. Из щеки Богородицы, куда пришёлся удар, истекла настоящая кровь. Пораженные чудом, войны в страхе бежали.

 

Опасность миновала, но благочестивая вдова боялась, что воины вернутся и уничтожат икону. Тогда она с великой скорбью вынесла икону на берег моря и опустила её на воду. Она была уверена, что Богородица Сама сохранит этот чудотворный образ. И тут произошло чудо: икона, удерживаемая неведомой силой, стала вертикально и поплыла по волнам.

 

Долго об иконе ничего не было известно. Спустя 200 лет иноки монастыря, который называется Иверским и находится на горе Афон в Греции, увидели чудесное явление. Прямо в море, на воде стоял огненный столп, уходящий в небо. Свет исходил от стоящей вертикально на воде иконы. Её попробовали взять, но ничего не получилось. Чем иноки ближе подплывали к иконе, тем дальше она от них отдалялась.

 

В этой обители жил благочестивый старец Гавриил. Ему Сама Богородица доверила принять Её икону, сказав ему об этом во сне. Старец как по сухой земле пошёл по морю и принял святыню. Сначала икону поместили в храме, но потом ее там не нашли – она оказалась висящей над воротами монастыря. И так было всякий раз, когда её вносили в храм.

 

Наконец, Богоматерь явилась во сне старцу Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, что Я не хочу быть охраняемой вам, но хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни». В благодарность иноки построили во славу Пресвятой Богородицы храм над воротами обители, и поставили в нём икону, где она пребывает и сейчас. Поэтому образ получил название «Вратарница».

 

Не раз спасала Царица Небесная насельников этого монастыря от всяких напастей. Однажды разбойник ударил её мечом, и опять из ранки на лике истекла кровь. Глубокое раскаяние охватило грешника, он принял монашество и окончил свою жизнь в Иверском монастыре.

 

Слух о чудесном образе и об обители достиг самых дальних уголков земли.

 

А сейчас возьмите в руки текст тропаря, посвященный Иверской иконе Богородицы. (Учитель подробно разбирает текст тропаря, переводит его на русский язык и исполняет вместе с детьми на 1 глас).

 

Учитель: А сейчас прослушайте два исполнения этого тропаря хорами Свято-Елизаветинского женского монастыря и Киево-Печерского мужского монастыря и сделайте сравнительный исполнительский анализ.

 

Ответьте на вопросы: Чем отличаются эти песнопения? Какое вам больше понравилось?

 

Узнал об этой святыне и святейший Патриарх Руси Никон. В 1648 г. он с разрешения царя Алексея Михайловича, обратился в Иверский монастырь с просьбой написать такую же икону для русских людей. Просьба была исполнена. Список (копию) с этой иконы поместили в специальную часовню (небольшой храм) у входа на Красную площадь. С тех пор чудотворная Иверская икона пребывает и московской Вратарницей.

 

В 1931 г. Иверская часовня была закрыта, а затем разрушена. Чудотворный список Иверской иконы был утрачен.

 

В 1995 г. по просьбе Патриарха Алексия II современный афонский иконописец написал для русской церкви еще один список чудотворного Иверского образа. Москва встречала икону праздничным колокольным звоном, молитвенным пением и радостью собравшихся людей. Добрая Вратарница вновь пришла в свою Иверскую часовню, восстановленную на прежнем месте – у самого входа на Красную площадь.

 

К Божией Матери приходят не только за тем, чтобы получить благословение, помощь, защиту. Она Сама обещала, что будет людям хранительницей и в жизни небесной:

 

«РАДУЙСЯ, БЛАГАЯ ВРАТАРНИЦА, ДВЕРИ РАЙСКИЯ ВЕРНЫМ ОТВЕРЗАЮЩАЯ!»

 

В завершении урока провеличаем Пресвятую Богородицу.

 

Дети встают и поют величание Божией Матери.

 

Домашнее задание: сравнить иконопись Казанской, Владимирской и Иверской икон Богородицы. Научиться различать эти иконы по их изображению. Выучить тропарь Богородице. 

«Благовещенье Пресвятой Богородицы»

Цели занятия: познакомить с основными событиями праздника; раскрыть его смысл; познакомить с духовными песнопениями.

Ход занятия:

 

I.       Сообщение темы занятия

 

Учитель. Тема нашего занятия - «Благовещение». Как вы понимаете это слово?

 

Дети. Благовещение - благая, хорошая, радостная весть.

 

Учитель. Приведите примеры радостной вести из своей жизни. Дети отвечают.

 

- А какая весть могла стать благой для всех людей, живущих на земле? Подумайте над этим вопросом, а в конце занятия мы попытаемся на него ответить.

 

Благовещение - двунадесятый праздник Православной Церкви. Что значит двунадесятый?

 

Дети. Это один из главных праздников Православной Церкви, этих праздников всего двенадцать, поэтому он и называется двунадесятым.

 

II.      Повторение

 

Учитель. Вспомните события детства Пресвятой Богородицы. Закончите предложения.

 

Родителей Девы Марии звали...

 

Дети. Иоаким и Анна.

 

Учитель. Когда Пресвятой Богородице было три года...

 

Дети. Совершилось введение Ее во храм.

 

Учитель. Расскажите о Рождестве Божией Матери.

 

Дети. У Ее родителей не было детей, а это считалось Божиим наказанием за грехи. Иоакиму и Анне было тяжело, но они не роптали на Бога, а только сильнее Ему молились, и Бог услышал их молитвы: у них родилась дочь Мария.

 

Учитель. Расскажите об этом событии.

 

Дети. Иоаким и Анна обещали посвятить свою дочь Богу, поэтому, когда Ей было три года, они отвели Марию к Иерусалимскому храму. К храму вели высокие ступени, и по этим ступеням Мария взошла сама. У входа Марию встретил священник и ввел ее во Святая Святых (самую главную часть храма, куда сам священник мог войти один раз в год).

 

III. Изучение нового материала

 

Учитель. Дева Мария осталась жить при храме. Все Свое время Она отдавала молитве и рукоделию. Когда Пресвятая Дева выросла, то, по обычаю, должна была выйти замуж. Но Она хотела посвятить Себя Богу. Священники не знали, что им делать, но ангел Господень повелел собрать всех старцев из рода Давидова. Так и сделали, и когда все старцы собрались, первосвященник взял их посохи, отнес в Святая Святых и стал молиться. После молитвы все увидели, что посох 80-летнего старца Иосифа расцвел. Тогда Деву Марию обручили с Иосифом. Иосиф был Ей назначен не как муж, а как хранитель и заботливый служитель. Итак, Мария поселилась у старца Иосифа в Назарете.

 

Однажды, когда Она была одна, Ей явился Архангел Гавриил. Кто такие архангелы?

 

Дети. Это один из ангельских чинов.

 

Учитель. Архангел Гавриил приветствовал Деву Марию такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой. Благословенна Ты между женами!»

 

Почему Архангел Гавриил назвал Марию благодатной?

 

Дети. Это значит, что Она была исполнена благодати Божией - даров Святого Духа.

 

Учитель. Мария смутилась от вида ангела и слов его. Но ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога: у Тебя родится Сын, и Ты назовешь Его Иисус. Он будет Сыном Бога Всевышнего».

 

Мария спросила: «Как это будет, когда у Меня нет мужа?»

 

Ангел ответил, что все это совершится силой всемогущего Бога. Тогда Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по сказанному тобой».

 

О каких свойствах души Девы Марии говорят Ее слова?

 

Дети. О скромности, смирении, о послушании воле Божией.

 

Учитель. Должны ли мы быть послушными и кому?

 

Дети. Богу, родителям, старшим.

 

Учитель. Приведите примеры из литературы или собственной жизни о важности послушания.

 

Например, дети могут прочитать рассказ «Спасение от крушения поезда» из книги «Православные чудеса в XX веке»: «Некая Мария приехала на несколько дней в обитель по случаю отпуска. Чтобы не просрочить рабочего дня, она должна была выехать в определенный день, чтобы попасть на работу вовремя. Она пришла к батюшке благословиться на выезд вечером. Батюшка сказал: "Поедешь завтра". Мария послушалась, осталась до завтра. Через несколько дней она прислала письмо, в котором сообщила, что с поездом случилось крушение - с тем самым, с которым ей не было благословения выехать».

 

Учитель. Архангел Гавриил сообщил Пресвятой Деве, что Ее родственница Елизавета, у которой долго не было детей, ждет рождения ребенка. (Этим ребенком стал Иоанн Креститель.) Дева Мария пошла навестить Елизавету. Когда они встретились, Елизавета очень обрадовалась приходу Марии. «Благословенна Ты между женами, - сказала она, - благословен Тот, Кто родится от Тебя! Откуда мне такая радость, что ко мне приходит Мать Господа Моего? Как только услыхала я приветствие Твое, обрадовалось дитя мое».

 

Кого Елизавета называет Господом?

 

Дети. Младенца Иисуса, потому что Он был Богом.

 

Учитель. Мария пробыла у Елизаветы три месяца и возвратилась в дом Свой. Из слов ангела и Елизаветы составилась молитва Богородице:

 

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь c Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 

По-русски эта молитва звучит так:

 

Богородица Дева, радуйся, Мария, получившая великую благодать, Господь с Тобой; прославлена Ты среди всех и благословен Сын Твой, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

 

Учитель поет тропарь Благовещенья (Знаменный напев). Дети повторяют за ним. Затем учитель предлагает послушать тропарь Благовещенья.  

 

Учитель. Вернемся к вопросу, который мы задали в начале занятия: почему этот день назвали Благовещением?

 

Дети. Потому что в этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что у Нее родится Сын.

 

Учитель. Почему эта весть стала важной для всех людей?

 

Дети. Люди узнали, что скоро родится их Спаситель.

 

Учитель. Обещание Архангела Деве Марии было началом исполнения той радостной вести, которую через пророков Бог обещал людям и которую столетиями ждали в еврейском народе. Спаситель теперь должен был родиться и принести людям свободу от греха, научить их любви к Богу и людям.

 

По-гречески слова «благая весть» звучат как «евангелие». Как вы думаете, почему самая главная книга человечества называется Евангелием?

 

Дети. Потому что в ней сообщается Благая весть о приходе на землю Спасителя.

 

Учитель. Русская Православная Церковь праздник Благовещения празднует 7 апреля по новому стилю (25 марта по старому стилю). Существует пословица: «На Благовещение птица гнезда не вьет, девушка косу не плетет». Как вы ее понимаете?

 

Дети. В этот день не принято заниматься домашними делами, а надо весь день посвятить Богу: посетить храм, усиленно молиться, делать добрые дела.

 

Учитель. В этот день в России был обычай выпускать на волю птичек из клетки в знак того, что все живое радуется освобождению от греха.

 

Вот как пишет об этом Евгений Поселянин: «Свобода! Везде по России выпускают птиц из клеток. И следя за их отлетом из плена в бесконечность ясного прогретого воздуха, мы предчувствуем и наш неизбежный отлет туда, в блаженную даль».

 

Учитель. Давайте, ребята, выучим величание Благовещенья.

 

Архангельский глас вопиет Ти Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Дети учат данное величание, а потом слушают в исполнении мужского хора).

 

IV. Закрепление пройденного материала

 

Учитель. А теперь, ребята, чтобы проверить, насколько вы владеете новым материалом, заполните, пожалуйста, анкету (учитель раздает детям анкеты).     

 

Дети работают с текстом.

 

V. Подведение итогов

 

Учитель.   О каком событии мы с вами говорили? В чем его смысл? Какую молитву мы сегодня узнали?

VI.    Домашнее задание

 

Учитель. Дома постарайтесь запомнить молитву, а также сделайте в подарок ученикам младших классов птичек (или нарисуйте).